Вред и польза обучающих приложений по музыке

В современном мире IT-технологии проникли во все сферы человеческой деятельности. Музыкальное обучение здесь не является исключением. Существует множество приложений и программ, которые созданы для изучения теории музыки, развития практических навыков и исполнительских техник. Возникает вопрос: насколько эти прилолжения для обучения музыке могут быть полезны и насколько вредны? Можно или нельзя обучаться по ним музыке без преподавателя?

Плюсы обучающих программ по музыке

Дополнительный способ углубления имеющихся знаний и улучшения навыков.
Получение навыков самостоятельной работы, самоконтроля, планирования.
Свободный выбор тем, навыков и умений для освоения по своему желанию.
Для самостоятельного обучения с помощью музыкальных приложений хорошо подходят следующие темы: теория музыки (ноты, нотный стан, интервалы, аккорды, лады и тональности, нотные обозначения), строение инструмента, изучение музыкальных стилей и жанров, история музыки и музыкальная литература, знакомство с композиторами. Также стоит обратить внимание на программы для развития музыкального слуха и музыкальной памяти в качестве дополнительной тренировки к занятиям по сольфеджио с педагогом – это может быть написание диктантов, определение интервалов и аккордов и т.д.

Кроме обучающих приложений по музыке существуют полезные утилитарные программы, такие как тюнеры для настройки инструментов, справочники, программы для записи нот и записи вашего исполнения, распознаватели рукописных нотных записей, для сочинения электронной музыки и другие. Одновременно развлечением и тренировкой могут служить музыкальные игры, из которых значительное количество занимают игры ритмические. Обычно в них можно настроить уровень сложности, поэтому они подходят для детей и взрослых.

Минусы обучающих программ по музыке

Накопление ошибок и недочётов из-за отсутствия контроля преподавателя.
Узкая специализация ПО приводит к узкой направленности изучаемого материала, не интегрированного в общую систему музыкальных знаний и умений.
Негибкая система проверки усвоения материала, отсутствие разбора ошибок.
Отсутствие индивидуального подхода, разъяснения непонятных моментов, вариативности объяснений.
Поверхностное изучение материала, наличие ошибок и неточностей.
Ограниченность передачи материала, связанного с физическими действиями (постановка рук, положение корпуса, звукоизвлечение при пении и т.п.)
Нужно помнить, что приложения для обучения музыке зачастую создаются без привлечения квалифицированных педагогов. Особенно сомнительными мы бы назвали программы, обещающие скоростное обучение: «научитесь петь за неделю» или «вы будете играть на гитаре через 3 дня». Не стоит воспринимать их как серьёзный обучающий материал, подобные электронные продукты годятся только для развлечения. Очевидно, что музыкальные навыки невозможно развить за такой короткий срок.

Обучающие приложения по музыке очень хороши в роли дополнения к занятиям с учителем. Они могут помочь в освоении теоретического материала и некторых областях музыкального развития. Но, как показывает практика, ничто не может полностью заменить живое общение с преподавателем. Обучение музыке – это сложный комплексный процесс, требующий индивидуального подхода. Даже самые лучшие и продуманные образцы компьютерных программ, в отличие от профессионального педагога, не смогут обеспечить вам помощь в трудную минуту и подсказать, что нужно сделать именно вам для получения нужного результата.